Страница учителя-логопеда
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Фонематическое нарушение речи (ФНР) –вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звукамии произносит их неправильно.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) –Ребенок по какой-то причине не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком (не понимает, как и куда его поставить), в результате чего звук искажается.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение звукопроизношения у детей вследствие дефектов восприятия звуков речи и произношения фонем (как слышу, так и говорю и пишу). К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Общее недоразвитие речи (ОНР) -сложное речевое расстройство, когда у ребенка с нормальным слухом и интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы (неправильное построение фразы), дефекты произношения и фонематические нарушения. Дети, имеющие подобные нарушения, чрезмерно возбудимы, непоседливы, неловки в движениях, быстро утомляются, у них беспокойный сон, плохой аппетит. После консультаций с медиками (отоларинголог, стоматолог, психоневролог) и логопедом ребенку рекомендуются специальные занятия в индивидуальном порядке или посещение логопедической группы (логопункта) в детском саду.
С логопедическимзаключением ОНР дети посещают логопеда2-3 года, так как данное речевое нарушение требует комплексного подхода и длительной логопедической работы.
Фонематический слух -это способность правильно слышать и узнавать звуки речи. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов. К четырем годам в норме ребенок должен различать на слух все звуки.
ФНР, ФФНР, ОНР – это не диагноз, а логопедическое заключение, помогающее логопеду спланировать свою работу с ребёнком.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Может бытьобусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус, высокое нёбо).
Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чегозатрудненаартикуляция. В детском возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, аиногда кобщему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.
Алалия -это полное отсутствие речи либо ее недоразвитие у детей при нормальном интеллекте и слухе. Данное нарушение является результатом повреждения речевых областей головного мозга в процессе рождения. Также оно может появиться из-за заболевания нервной системы или сильной травмы черепа, перенесенной ребенком еще в доречевом периоде жизни. Алалия бывает различной степени – от самой тяжелой, когда ребенок не говорит до 12 лет, до легкой, больше напоминающей общее недоразвитие речи. Дети с алалией способны реагировать на звуки и воспринимать информацию.
Артикуляционная гимнастика- комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить ребёнка делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.