Совершенствование методов обучения и воспитания, обеспечивающих повышение качества образования
29.05.2025
В межаттестационный период активно
обогащала и расширяла развивающую предметно-пространственную среду
логопедического кабинета, систематизировала и пополнила методическую базу:
дидактический материал (для автоматизации и дифференциации звуков), игрушки и
пособия: пальчиковый кукольный театр, настольно-печатные развивающие игры
(лото, ходилки); наглядный материал по лексическим темам (предметные и сюжетные
картинки для проведения педагогической диагностики и образовательной
деятельности); раздаточный материал (карточки с буквами и слогами для
выкладывания слов); компьютерные диски: «Логопедические упражнения»,
«Пальчиковая гимнастика», «Логопедия для малышей», «Развивалочки»,
«Формирование речи у дошкольников». Изготовила многофункциональное методическое
пособие: «Речевик» для развития мелкой моторики, активизации словарного запаса,
развития правильного звукопроизношения, развития психических процессов.
Систематизировала иллюстративный материал по развитию лексики, грамматического
строя речи, связной речи, что способствовало повышению мотивации детей к
логопедическим занятиям.
В
профессиональной практике применяла современные формы, приёмы и методы работы:
игровые занятия по мотивам сказок: «Лягушка-путешественница», «Теремок», «Маша
и медведь»; наглядное моделирование, мнемотаблицы по лексическим темам,
пиктограммы, схемы характеристики звуков, символы звуков, опорные таблицы;
артикуляционные и логопедические сказки «Веселый язычок», «Звукознайка»;
опосредованная артикуляционная гимнастика З.А. Репиной. Для развития речевого
дыхания проводила игры на выработку воздушной струи, физминутки и динамические
паузы; в развитии связной речи использовала мнемотехнику, сказкотерапию.
При
организации коррекционно-логопедической деятельности с детьми осуществляла
индивидуальный и дифференцированный подход. Использовала словесные методы: рассказ, беседа, чтение, вопросы, объяснение;
наглядные: показ картинок и игрушек, просмотр презентаций; практические методы:
дидактические игры, игровые упражнения, игры-занятия. Данные методы и
приемы работы способствовали коррекции звукопроизношения, развитию
фонематического слуха и восприятия, обогащению импрессивной и экспрессивной
речи, закреплению навыков словообразования, формированию и совершенствованию
умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать
предметы, составлять рассказы, развитию творческих способностей детей.
В процессе логопедической работы
использовала:
-технологии
обследования речи В.В. Коноваленко, И.А. Смирновой, Е. Косиновой;
-технологии игрового обучения: дидактические игры
«Четвертый лишний», «Волшебный мешочек», игры-этюды, игровые логопедические
занятия по мотивам сказок; словесные игры: «Логопедические игры с
чистоговорками», «Подбери слово»; игры на развитие звуко-слогового анализа и
фонематических процессов: «Как звучат предметы», «Найди место для своей
картинки», «Что слышно?»;
-здоровьесберегающие
технологии: су-джок»-терапию для развития мелкой моторики, кинезитерапию, сухой
бассейн для рук, игровые упражнения с предметами (прищепками, камушками
марблс), пальчиковую гимнастику;
-информационно-коммуникационные
технологии: интернет - ресурсы для поиска дидактического и раздаточного
материала, презентативное сопровождение занятий. Создала электронную библиотеку
с методическими пособиями различных авторов. Материал размещаю на сайте
детского сада.
Применение
технологий позволило сформировать хорошую подвижность артикуляционной и мелкой
моторики, правильное звукопроизношение, пополнить и активизировать
лексико-грамматический строй речи, развить связную речь и познавательные
процессы, укрепить здоровье детей.
В
межаттестационный период организованная и проводимая коррекционная деятельность
показала положительную и стабильную динамику речевого развития и профилактики
вторичных дефектов речи детей. По результатам диагностики с 2020 по 2025 год
отмечается нормализация всех компонентов речевой системы: звукопроизношения с
25% до 91%; фонематического слуха с 21% до 88%; лексики с 27% до 75%;
грамматики с 22% до 79%; связной речи с 26% до 93%. Обследование речи провожу на
основе методик Е.П. Кольцова, О.А. Романович.
При педагогическом сопровождении родителей по
вопросам коррекции речи, активно
использовала различные формы взаимодействия: индивидуальные консультации,
выступления на родительских собраниях «Речевая готовность к школе»,
2021-2025г; консультации: «Роль родителей в развитии речи детей», 2021г., «Родителям о
работе учителя-логопеда», 2022 г., «Возрастные нормы развития детей»
2023 г., «Будущие первоклассники» 2024 г., «Старшие дошкольники» 2024 г., «Речевое
развитие в семье» 2025 г. Оформляла стенды, папки с информацией для родителей
о речевом развитии детей. На сайте детского сада размещала рекомендации
родителям, связанные с речевой работой в домашних условиях. В результате родители были вовлечены в образовательный процесс, что
способствовало повышению
уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей с 35% по
75%
В
рамках психолого-педагогического консилиума осуществляю тесное сотрудничество
со всеми участниками образовательного процесса.
В течение
межаттестационного периода принимала участие в дистанционных мероприятиях
(вебинарах) на образовательных платформах: издательство «Просвещение», «Педсоюз»,
«Речевой центр», «Федеральный лекторий», образовательный портал «Детство-пресс».
Принимала онлайн-участие в лекциях «ЛогоЭксперт»,
онлайн-форуме «Каменный город» и «Речевой центр». Активно принимала участие в научно-практических
конференциях на площадках: «МГПУ институт специальной педагогики и психологии»;
ФГБНУ «ИКП РАО»; Ассоциация Фребель-педагогов г. Москва; Всероссийский
учебно-методический портал педсовет; ГБОУ СО «ЦППМСП Ресурс» г. Екатеринбург; «ИРО»
г. Екатеринбург; ФГБНУ «ИКП» г. Москава.
Активно
взаимодействовала с педагогами детского сада, координировала их деятельность по
вопросам коррекции речи детей. Проводила консультации: «Игры для формирования правильного
звукопроизношения (формирование шипящих звуков, свистящих, соноров)», «Рекомендации
учителя-логопеда воспитателю по работе с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического
развития)», Мастер-класс «Игротека речевых игр (игры на развитие речевого
выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями)»,
В результате
педагоги стали применять рекомендованные методы и приемы в работе с детьми, что
способствовало повышению качества образовательного процесса.