Совершенствование методов обучения и воспитания, обеспечивающих повышение качества образования

29.05.2025

В межаттестационный период активно обогащала и расширяла развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета, систематизировала и пополнила методическую базу: дидактический материал (для автоматизации и дифференциации звуков), игрушки и пособия: пальчиковый кукольный театр, настольно-печатные развивающие игры (лото, ходилки); наглядный материал по лексическим темам (предметные и сюжетные картинки для проведения педагогической диагностики и образовательной деятельности); раздаточный материал (карточки с буквами и слогами для выкладывания слов); компьютерные диски: «Логопедические упражнения», «Пальчиковая гимнастика», «Логопедия для малышей», «Развивалочки», «Формирование речи у дошкольников». Изготовила многофункциональное методическое пособие: «Речевик» для развития мелкой моторики, активизации словарного запаса, развития правильного звукопроизношения, развития психических процессов. Систематизировала иллюстративный материал по развитию лексики, грамматического строя речи, связной речи, что способствовало повышению мотивации детей к логопедическим занятиям.

В профессиональной практике применяла современные формы, приёмы и методы работы: игровые занятия по мотивам сказок: «Лягушка-путешественница», «Теремок», «Маша и медведь»; наглядное моделирование, мнемотаблицы по лексическим темам, пиктограммы, схемы характеристики звуков, символы звуков, опорные таблицы; артикуляционные и логопедические сказки «Веселый язычок», «Звукознайка»; опосредованная артикуляционная гимнастика З.А. Репиной. Для развития речевого дыхания проводила игры на выработку воздушной струи, физминутки и динамические паузы; в развитии связной речи использовала мнемотехнику, сказкотерапию.

При организации коррекционно-логопедической деятельности с детьми осуществляла индивидуальный и дифференцированный подход. Использовала словесные методы: рассказ, беседа, чтение, вопросы, объяснение; наглядные: показ картинок и игрушек, просмотр презентаций; практические методы: дидактические игры, игровые упражнения, игры-занятия. Данные методы и приемы работы способствовали коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, обогащению импрессивной и экспрессивной речи, закреплению навыков словообразования, формированию и совершенствованию умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, развитию творческих способностей детей.

  В процессе логопедической работы использовала:

-технологии обследования речи В.В. Коноваленко, И.А. Смирновой, Е. Косиновой;

-технологии игрового обучения: дидактические игры «Четвертый лишний», «Волшебный мешочек», игры-этюды, игровые логопедические занятия по мотивам сказок; словесные игры: «Логопедические игры с чистоговорками», «Подбери слово»; игры на развитие звуко-слогового анализа и фонематических процессов: «Как звучат предметы», «Найди место для своей картинки», «Что слышно?»;

-здоровьесберегающие технологии: су-джок»-терапию для развития мелкой моторики, кинезитерапию, сухой бассейн для рук, игровые упражнения с предметами (прищепками, камушками марблс), пальчиковую гимнастику;

-информационно-коммуникационные технологии: интернет - ресурсы для поиска дидактического и раздаточного материала, презентативное сопровождение занятий. Создала электронную библиотеку с методическими пособиями различных авторов. Материал размещаю на сайте детского сада.Хочу такой сайт

Применение технологий позволило сформировать хорошую подвижность артикуляционной и мелкой моторики, правильное звукопроизношение, пополнить и активизировать лексико-грамматический строй речи, развить связную речь и познавательные процессы, укрепить здоровье детей.

В межаттестационный период организованная и проводимая коррекционная деятельность показала положительную и стабильную динамику речевого развития и профилактики вторичных дефектов речи детей. По результатам диагностики с 2020 по 2025 год отмечается нормализация всех компонентов речевой системы: звукопроизношения с 25% до 91%; фонематического слуха с 21% до 88%; лексики с 27% до 75%; грамматики с 22% до 79%; связной речи с 26% до 93%. Обследование речи провожу на основе методик Е.П. Кольцова, О.А. Романович.

При педагогическом сопровождении родителей по вопросам коррекции речи, активно использовала различные формы взаимодействия: индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях «Речевая готовность к школе», 2021-2025г; консультации: «Роль родителей в развитии речи детей», 2021г., «Родителям о работе учителя-логопеда», 2022 г., «Возрастные нормы развития детей» 2023 г., «Будущие первоклассники» 2024 г., «Старшие дошкольники» 2024 г., «Речевое развитие в семье» 2025 г. Оформляла стенды, папки с информацией для родителей о речевом развитии детей. На сайте детского сада размещала рекомендации родителям, связанные с речевой работой в домашних условиях. В результате родители были вовлечены в образовательный процесс, что способствовало повышению уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей с 35% по 75%

В рамках психолого-педагогического консилиума осуществляю тесное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса.

В течение межаттестационного периода принимала участие в дистанционных мероприятиях (вебинарах) на образовательных платформах: издательство «Просвещение», «Педсоюз», «Речевой центр», «Федеральный лекторий», образовательный портал «Детство-пресс». Принимала онлайн-участие в лекциях «ЛогоЭксперт», онлайн-форуме «Каменный город» и «Речевой центр». Активно принимала участие в научно-практических конференциях на площадках: «МГПУ институт специальной педагогики и психологии»; ФГБНУ «ИКП РАО»; Ассоциация Фребель-педагогов г. Москва; Всероссийский учебно-методический портал педсовет; ГБОУ СО «ЦППМСП Ресурс» г. Екатеринбург; «ИРО» г. Екатеринбург; ФГБНУ «ИКП» г. Москава.

Активно взаимодействовала с педагогами детского сада, координировала их деятельность по вопросам коррекции речи детей. Проводила консультации:  «Игры для формирования правильного звукопроизношения (формирование шипящих звуков, свистящих, соноров)», «Рекомендации учителя-логопеда воспитателю по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития)», Мастер-класс «Игротека речевых игр (игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями)»,

В результате педагоги стали применять рекомендованные методы и приемы в работе с детьми, что способствовало повышению качества образовательного процесса.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».