28.10.2021
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ИНЖЕНЕРНОГО
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А. А. Соловьева
воспитатель,
филиал
муниципального бюджетного
образовательного
учреждения –
детского сада
«Детство» №522
(Екатеринбург,
Россия)
Аннотация: В последнее время усиливается интерес педагогов к
обучению детей дошкольного возраста инженерно-техническому мышлению. STEM-образование, своим инновационным подходом, помогает
решить эту проблему. В статье рассматриваются вопросы развития инженерного
мышления в условиях реализации дошкольного образования.
Ключевые слова: ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, STEM-ОБРАЗОВАНИЕ, ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы все больше внимания
уделяется приобщению дошкольников к STEM-образованию в
качестве современной технологии воспитания раннего интереса и внимания к
инженерной деятельности. Это обусловлено модернизацией, современным,
инновационным и технологическим развитием, а также подкреплено Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Инженерия определяется как совокупное использование
творчества и логики, основанное на математике и естественных науках, как
связующий элемент для создания связей с миром. Поскольку инженерия является
результатом науки и техники, а также математики ее место в образовании основано
на их структуре.
Главная цель технологического и
инженерного образования состоит в том, чтобы сделать всех участников
образовательного процесса технологически грамотными, создать собственную
технологическую и инженерную элиту. Это может быть достигнуто не только с
помощью инновационных технологий, но и путем интеграции творческой технической
активности в совместную деятельность с детьми. Общие цели технологического и
инженерного образования уже в дошкольном возрасте это дать предпосылки,
сформировать навыки, предпочтения, склонности и интерес к технике. Ребенок
учится применять свои знания на практике, изучает физические явления, механизмы
и модели. Детская инженерия поддерживает критическое мышление, развивает мелкую
моторику, социально-коммуникативные навыки у воспитанников. Такое техническое
творчество побуждает ребенка именно к профессиональному действию, а также дает
предпосылки к выбору будущей профессии, позволяет воспитать грамотного и
ответственного специалиста.
STEM-технологии, сочетая в себе науку, технологию,
инженерию и математику позволяют успешно создавать условия для формирования
инженерного мышления. Доступная интеграция объединяет исследовательскую и
игровую деятельность, благодаря которой дети с легкостью реализуют свои
потенциалы и возможности.
Ребенок сам познает мир, не через
учебники, а через решение творческих задач и проблемных ситуаций. В этом ему
помогают STEM-технологии. Одной из
которых является конструирование. Наборы для конструирования имеют многообразие
видов и технических задач. Все это позволяет максимально учитывать возрастные
особенности детей, их интересы и увлечения. Но что действительно важно, это то,
что в данной деятельности невозможно проиграть: ребенок как может следовать
схеме, которая не позволит ребенку растеряться, так и действовать
самостоятельно, благодаря своим творческим способностям и воображению.
Робототехника в дошкольной образовательной
организации, конечно же, отличается от школьной. В детском саду дети только
изучают, делают первые шаги на пути к созданию роботов, 3D моделированию и программированию. Но уже на этом
этапе закладываются основы инженерного
мышления. При создании детских проектов используются звуковые эффекты, световые
элементы, визуал - все это позволяет
надолго удержать внимание ребенка и создавать творческие продукты.
Развитие инженерного мышления детей это
последовательный, целенаправленный процесс, который требует систематической и
планомерной работы. Реализация данной работы в детской образовательной
организации позволит детям освоить технику и механизмы, развить творческое,
логическое и инженерное мышление и повысить социально-коммуникативные навыки, а
использование STEM-технологий помогает
доступно это реализовать.