Ориентирование на местности

Обучение дошкольников ориентированию на местности

Направленные занятия с детьми по овладению умениями и навыками ориентирования на местности можно проводить уже в средней группе детского сада. Опыт свидетельствует, что в этом возрасте (5 лет) можно успешно обучать определению направлений от себя, к себе, вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз. Кроме этого, дети в этом возрасте способны понимать и объяснять положение того или иного предмета по отношению к себе: впереди-сзади, справа-слева, далеко-близко. И как итоговый обязательный компонент обучения в данном случае следует назвать овладение умениями и навыками передвигаться в заданном направлении на определенное расстояние как шагом, так и бегом. Иными словами, в этом возрасте успешно закладывается основа для развития способностей управления движениями, перемещениями в пространстве. По этой причине предлагается методика последовательного обучения детей пяти лет и старше ориентированию на местности. Данную методику, играющую определенную роль в овладении ребенком жизненно важными умениями и навыками, следует считать первоначальной ступенькой в познании такого вида деятельности, как спортивное ориентирование. Этот вид спорта отличается своей жизненной прикладностью и доступностью. Он в настоящее время популярен и доступен во многих странах мира. Занимаются им люди с 6 -- 7 лет и до самой старости. Привлекает людей к занятиям ориентированию то, что здесь присутствуют элементы приключений, неожиданных ситуаций. А у детей эти занятия обогащают и воображение.

Главная задача предлагаемой методики состоит в том, чтобы посредством обучения ребенка различным упражнениям формировать и совершенствовать его многочисленные умения и навыки пространственного восприятия окружающего мира, научить его легко передвигаться в заданном направлении, определять место своего положения (на схеме) относительно того или иного предмета, а также местонахождение одного предмета по отношению к другому. Кроме направленных занятий ориентированием, для решения указанной задачи рекомендуется использовать занятия по математике и изобразительному искусству. Так, например, используя лист бумаги, можно научить детей определять, где верх, где низ, где верхний правый угол, где левый нижний угол, где середина листа. Здесь же можно научить при помощи стрелок условно передвигаться вправо-вверх, влево, вниз, т.е. перемещаться в заданном направлении. Но это только один из многочисленных известных вариантов обучения.

Хочу такой сайт

Занятия ориентированием существенно разнообразят досуг детей, влияют на развитие двигательных способностей, тренируют память, логическое мышление, развивают самостоятельность и смекалку. Как увидим дальше, по ходу изложения материалов пособия, занятия ориентированием способствуют овладению основами рисования и счета, рационального поведения в лесу и т.п., т.е. занятия ориентированием имеют большое прикладное значение, так как они учат детей, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. В более старшем возрасте, имея определенные навыки в ориентировании на местности, дети могут легко приобщиться к регулярным занятиям спортивным ориентированием.*

Обучать детей ориентированию нужно, организуя специальные занятия, хотя ориентироваться во времени и пространстве ребенок учится постоянно и в естественных условиях. В домашней обстановке пространственными ориентирами служат предметы комнат, затем квартиры, двора, улицы. В условиях детского сада первоначально ребенок привыкает к помещениям группы: запоминает свой шкафчик с одеждой, предметы гигиены, свое место за обеденным столом, свою кровать, место для игр, расположение игрушек и т.п. Параллельно он учится и ориентироваться во времени. Особенно этому способствует рационально установленный и соблюдаемый режим дня.

Таким образом, умения ориентироваться относятся к одним из наиболее важных для жизни способностей ребенка, которым его надо специально учить. Исходя из сказанного, предлагается следующая методика обучения детей 5--6 лет ориентированию на местности в условиях детского сада.

Наверх
 На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».