04.06.2019
Вфедеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованияопределенызадачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна бытьориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно былонаправлено наформирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти,развития речи.
Познавательное развитиепредполагаетпознавательную активностьдошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться напознавательный интересдетей.
Познавательный интерес— избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериямибудут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерессостоит из следующих взаимосвязанных процессов:
—интеллектуальные— логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
—эмоциональные— переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
— регулятивные— волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
—творческие— воображение, создание новых моделей, образов.