08.06.2021
Распределение
ролей в семье
В каждой семье существует определенное разделение семейных ролей. Есть тот, кто всегда всех мирит, тот, кто принимает решения, тот, кто «отвечает» за отношения с окружением (соседями, родней), тот, кто планирует, тот, кто разряжает обстановку шуткой, тот, кто всегда недоволен и т. д.
В гармоничной семье распределение ролей помогает
каждому найти свое, комфортное место. При этом важно, чтобы семейная роль отвечала
личным особенностям и потребностям человека, и каждый мог рассчитывать на поддержку семьи.
Кроме мамы и папы, у ребенка могут быть еще братья и сестры, бабушки и
дедушки, дяди и тети. Каждому из них отведена уникальная роль. И от
того, насколько они ей соответствуют, а также от того, какова картина
распределения ролей в семье, во многом зависят комфорт, спокойствие и дальнейшее
благополучие ребенка. Подмена ролей, ролевые конфликты и связанное с
ними противоречивое воспитание нередко оборачиваются серьезными проблемами для ребенка,
дезориентируют его, способствуют развитию склонности к манипулированию окружающими.
Мама и папа
Несомненно, это ключевые
фигуры в жизни малыша. Каждому из них в семье отведены разные, но
взаимно дополняющие друг друга функции.
Основная
задача мамы – напитывать
ребенка любовью. Ее безусловное приятие малыша дарит ему
спокойствие, чувство безопасности и умиротворения. Недостаток любви матери
особенно ощутим в первые три года жизни.
Если же ребенок
испытывает недостаток маминой любви, он начинает капризничать, требовать
ее все больше и больше. Неудовлетворенная потребность в любви отдаляет срок
формирования самостоятельности, может привести к чрезмерной зависимости
от матери или, наоборот, к неприятию ее со стороны ребенка.
Мать также
является образцом женского поведения для детей независимо от их пола.
Дети усваивают ее отношение к противоположному полу, характер взаимоотношений с
отцом. Девочки нередко демонстрируют аналогичный стиль поведения в собственной
жизни, а мальчики, повзрослев, нередко выбирают девушек, похожих на маму.
Если мать
принимает ребенка таким, какой он есть, то для отца важнее успехи и достижения
детей. Он любит их не меньше, просто основная
папина задача – научить жизни, ввести в социум, познакомить с
окружающим миром. Он воспитывает собственным примером, а никак не
нравоучениями. В идеале это советчик, оплот силы и надежности, дающий ребенку
ощущение уверенности в собственных силах и помогающий справляться со страхами.
Если отец не занимается с сыном или дочерью, то они, ощущая потребность в силе
и опоре, начинают искать их в других людях, испытывают трудности в
дальнейшем самоопределении и самовыражении.
И, конечно же,
папа – носитель мужского стиля поведения. С ним идентифицирует себя
сын; отношение отца к женщинам, в первую очередь к матери, в качестве образца усваивает
дочь. Так что на нем лежит не меньшая ответственность, чем на матери.
Нередко у
родителей различаются не только подходы к процессу воспитания, но даже характер
игр с ребенком. Как правило, мамы больше ориентированы на развивающие
игры, рисование, лепку, чтение. Папы же предпочитают подвижные
игры, использование мяча, они помогают детям выплескивать энергию
(устраивают шуточные бои и пр.). Важно, чтобы в жизни ребенка были и
развивающие, и подвижные игры. Особое удовольствие малышу приносят игры
совместные, любое времяпрепровождение вместе с обоими родителями дают
ему очередное подтверждение: «мы – семья».
Итак, мама и папа – это тандем, который дает ребенку основы любви, доверия к миру, уверенности и силы. При этом важно, чтобы родители показывали, что они значимы друг для друга, испытывают любовь друг к другу. Родители могут иметь разные взгляды на воспитание ребенка, но при этом они не должны подрывать авторитет и обесценивать действия друг друга. Конфликт между родителями, в основе которого обвинения «ты — плохой отец», «ты — плохая мать», травмирует ребенка.
Когда родители дополняют друг друга в вопросах
воспитания, у них согласованы
родительские позиции, ребенок спокоен и
счастлив.
Для
ребенка мама – нежность и забота, а папа – сила и порядок. Хотя в
современной семье может и не быть четких
разграничений, при необходимости мама может призывать к соблюдению дисциплины,
а папа – проявлять заботу.
Бабушки и дедушки
В идеале они являются источниками безусловной
радости и любви по отношению к внукам; надежными помощниками для
родителей, если они нуждаются в поддержке или защите; хранителями традиций рода,
которые должны передавать внукам.
Но, к сожалению,
так происходит не всегда. Особенно, если их взгляды на воспитание прямо противоположны
родительским взглядам и установкам. Противоречивое воспитание только
навредит ребенку. В результате в большинстве случаев родители теряют
для него авторитет. В ситуации, когда бабушка с дедушкой чрезмерно
балуют ребенка, он может посчитать, что мама с папой слишком строги и
несправедливы, а вот бабушка с дедушкой его действительно любят. Но тогда дисциплинировать
малыша будет все сложнее. А в случае авторитарных бабушек и дедушек
будет подорвана вера в могущество и силу родителей, и тогда – никакие правила и
требования ребенок воспринимать не будет.
Тогда оптимальным будет все-таки близкое общение на определенном
расстоянии с теми, кто вносит значимый вклад и действительно помогает.
Можно с малых лет
прививать ребенку отношение к бабушкам и дедушкам как к нуждающимся в его внимании и
помощи. Это станет для малыша своеобразной «прививкой» от чрезмерного
баловства, которое он будет тогда
воспринимать как результат своего внимательного и заботливого отношения к
бабушкам и дедушкам, помощи им. Ребенок бессознательно впитывает характер ваших
взаимоотношений с родителями и в дальнейшем может так же относиться к вам.
И еще один важный
момент – бабушки и дедушки должны подтверждать авторитет мамы и папы, оставлять
самые важные решения в отношении ребенка за ними. Ведь они не являются
«заменителями» отца и матери.
Роль
бабушек и дедушек в семье замечательна, важна, ведь это они являются источниками любви и мудрости, их роль
неоценима в передаче семейных ценностей и традиций. У них
больше времени и терпения для того, чтобы научить детей играм, в которые они
умеют играть, обучить их необходимым
жизненным навыкам, привить вкус к искусствам и спорту и многому другому. Но
все-таки главные роли в семье должны оставаться за родителями.
Младший
брат или сестра
В семье появляется
младший
ребенок. Внимание родителей обращено к беспомощному малышу. Когда
появляется новый член семьи, которому уделяют практически все свободное время,
– это неизбежно вызывает у ребенка чувство ревности независимо от его
возраста, и чем он младше, тем сильнее оно может проявляться.
Важно обсудить с
ребенком те эмоции, которые он
теперь испытывает. Сделать это необходимо спокойно, уважительно, без
какой-либо критики и осуждения. Ребенку старшего дошкольного возраста можно
рассказать о ситуациях, когда вы тоже испытывали подобное. Но
одного разговора будет недостаточно.
Старший ребенок
при появлении младшего как никто другой нуждается во внимании обоих родителей.
Эта ситуация для него – чрезвычайный стресс, ведь он
неожиданно для себя потерял часть заботы мамы и папы. Поэтому важно уделять ему
внимание, выделять время, когда вы будете только вдвоем, сделать
его вашим помощником и другом, с которым вы советуетесь.
Совместные дела со старшим особенно полезны. Выглядеть это может так: папа с
малышом – мама со старшим, потом наоборот. Если это получается ежедневно –
замечательно. Возможно, это будет реже. Главное, чтобы ребенок знал, что он обязательно
проведет время с мамой и папой, что родившийся недавно малыш этому не
помеха.
Если старший
пытается привлечь внимание с помощью грубого или агрессивного поведения, это
должно сразу пресекаться. Родителям в такие моменты необходимо
продемонстрировать, что они не приемлют подобных действий и не пойдут на поводу
у ребенка.
Важно заранее
подготовить ребенка к появлению малыша в доме. Расскажите о том, что
ждете маленького, что когда он появится, вам и ему очень нужна будет помощь
старшего. Терпеливо отвечайте на все вопросы, вселяйте уверенность, что он
будет по-прежнему любим, привлекайте его к подготовительным работам:
пусть он ходит с вами за покупками, помогает выбирать одежду, мебель и т.д.
Такой стиль взаимоотношений важно
сохранять и после рождения малыша.
Кстати, во многом
позиция ребенка в семье влияет и на его характер. Так, старшие дети чаще
проявляют лидерские качества, ответственны, ориентированы на победу и
достижения. При этом они учатся заботиться о младших и помогать родителям в том
случае, когда мама и папа не препятствуют этому.
Старший
брат или сестра
В большинстве
случаев младшему ребенку комфортнее
всех в семье, если он с избытком получает все внимание родителей.
Однако, подобная ситуация может сформировать у ребенка эгоцентризм. Поэтому
достаточно заботы и любви должно доставаться и старшим. Еще один «подводный
камень» – это зависть младших по отношению к старшим. Так хочется быть таким
же взрослым и самостоятельным, как старший брат или сестра. Малыши начинают
тянуться за ними, копируют их поведение, хотят «всего, и больше», потому что
так у взрослых. Важно эту потребность удовлетворять, временами подчеркивать,
что малыш ведет себя как взрослый, поощрять его
стремление быть независимым в разумных пределах.
Младшие, как никто, нуждаются в новых
вещах и игрушках, потому что иначе, донашивая вещи и используя старые
игрушки, они завидуют старшим еще больше. Очень важно не сравнивать детей друг с другом,
и не ставить постоянно в пример старших детей младшим.
Что касается
особенностей характера, то младшие дети, как правило, коммуникабельны, гибко
и легко приспосабливаются к различным жизненным обстоятельствам. Но, в ряде
случаев, они оказываются менее дисциплинированными, испытывают трудности
в принятии решений. Особенно в том случае, если их чрезмерно опекают и
родители, и старшие дети. Возможна и противоположная линия развития событий:
устав от чрезмерной заботы, младшие начинают бунтовать и пускаться в различные
авантюры. Поэтому здесь нужна мера.
Средний
ребенок
Сложнее всего в
семье психологически среднему ребенку, поскольку он
оказывается между более авторитетным старшим и заласканным, залюбленным
младшим.
Второму ребенку с
самого начала приходится следовать за старшим братом или сестрой. Такая
ситуация требует от ребенка постоянного самосовершенствования, поэтому
нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего
ребенка. В результате того, что второй ребенок вынужден все время доказывать,
что он не хуже своего старшего брата или сестры, он часто становится честолюбивым. Обычно такие
дети наиболее успешны в социальном отношении. Однако такая ориентация на
постоянные достижения может привести к тому, что второй ребенок будет ставить
перед собой слишком сложные, недостижимые цели, обрекая себя на неудачи.
Он так же, как и старший ребенок, переживает,
как ему кажется, «потерю родительской любви» с появлением младшего ребенка. При
этом у него нет преимущественного авторитета старшего брата или сестры. Часто
им достается меньше всего внимания родителей и других взрослых. Именно
поэтому родным, прежде всего родителям, нельзя забывать о необходимом
проявлении любви и внимания к среднему ребенку.
Близнецы, тройняшки, погодки
Если такие
дети являются единственными в
семье, то они обычно проявляют черты и старших, и младших. Если
родители делают акцент на том, кто появился на свет раньше, то старшие
дети начинают общаться с остальными как
с младшими, что меняет характер взаимоотношений между ними.
У погодков такое явление проявляется
особенно ярко, при этом чувства ревности и зависти интенсивнее. Лучшее
«лекарство» от таких страстей - личный пример родителей. Если
родители сами, став взрослыми, продолжают активно дружески общаться со своими
братьями и сестрами, они показывают,
как можно и нужно дружить.
В случае с детьми,
между которыми разница в возрасте очень мала или отсутствует, особенно сильно
может проявиться борьба за внимание родителей, бабушек и дедушек. Взрослым, в
данном случае, остается только быть максимально корректными и внимательными
в проявлении заботы, стараться проявлять ее справедливо, ко всем детям.
Однако постоянно гасить ревность, включаться
в конфликты между детьми и уж, тем более, принимать чью-либо сторону, не стоит.
Это их школа жизни, они учатся
общаться, разрешать конфликты, договариваться. Этот опыт им
точно пригодится.
У близнецов
или тройняшек
есть одно преимущество: они уже маленькая команда, нередко неразлучны и очень
близки. С другой стороны, это может привести и к неблагоприятным последствиям,
поскольку они не испытывают потребности строить взаимоотношения с другими
сверстниками. В результате не совершенствуются навыки общения,
неразлучность нередко даже мешает
строить личную жизнь. Поэтому полезно подчеркивать
их различие, а не полное сходство, покупать им разную одежду и игрушки,
поощрять расширение контактов. Поощряйте
развитие индивидуальности своих детей, ведь они такие разные, даже
близнецы.
Самое важное
правило - ни в коем случае не
сравнивайте детей друг другом -
старших, младших, погодков, тройняшек – это очень ранит любого из них.
Каждая семья
решает для себя, кого допускать близко к процессу воспитания, а чье участие
ограничивать. Сложнее это сделать в случае совместного проживания с
родственниками. Очевидно, следует ограничить общение детей с теми,
которые могут стать дурным примером для ребенка,
и игнорировать советы тех, кто не укрепляют семью, а, напротив,
провоцирует конфликты.
Очень ценно для детей, если кто-то из родственников или друзей исполняет
одну или несколько важных ролей, которые по
какой-то причине отсутствуют или недостаточно
исполняются в семье: мужской образец поведения в случае
неполной семьи или стремление побаловать ребенка, когда бабушек и дедушек нет.
Это пойдет на пользу всем и внесет в семью гармонию. К тому же, опыт общения с
разными взрослыми важен, он обогатит ребенка,
поэтому ограничивать контакты только самыми близкими взрослыми не стоит.
Мы
обратили внимание на несколько основных моментов, связанных с
распределением ролей в семье. Они оказывают значительное влияние на психологический
климат в семье, благополучное развитие детей. Есть роли, которые вы
готовы взять на себя или отказаться от них, есть и те, на которые вы в силах повлиять,
скорректировать. Иногда это можно
сделать самому, иногда в этом могут
помочь педагоги-психологи Центра «Диалог». Будем рады встрече на консультации.
Каждая семья неповторима,
так же, как и роли в ней. Пусть ваша семья будет гармоничной и счастливой, и
все роли в ней будут по душе вашим близким и родным!
Материал подготовила
педагог- психолог
Шуманская Татьяна Захаровна
Информационные источники:
1. Бучкова А., «Дошкольное воспитание» №11, 2017
2. Зырянова Н. Ранние сиблинговые исследования. «Психологические исследования» №2 2008
3. Пантелеева В., «Школьный психолог» № 10 ,
2018
4.
https://studme.org/1157071829138/psihologiya/poryadok_rozhdeniya_rebenka_seme
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.06.2021
Дата обновления: 11.06.2021
Дата публикации: 08.06.2021