«Я ДОВЕРЯЮ ЭТОМУ ПРОСТРАНСТВУ, Я ДОВЕРЯЮ ВАМ!» (психологическая безопасность среды для дошкольника)

19.11.2020

«Я доверяю этому пространству, я доверяю вам!»

(психологическая безопасность среды для дошкольника)

 

В дошкольном возрасте ребенок, как никогда, нуждается в принятии и поощрении особенностей его личности, которые только начинают проявляться.

         В период от трех до семи лет у детей закладывается «ядро личности» и самосознание. Именно в этом возрасте ребенок учится оценивать себя с разных позиций, с каждым годом расширяется и палитра его эмоций, он развивается, изучает окружающий мир и самого себя. Основываясь на отношении к себе окружающих и на информации о себе, дети делают выводы о себе и об окружающем мире, формируют соответствующие установки на будущее.

Выбор методов воспитания окружающими его взрослыми влияет на будущее маленького человека. На психологическое состояние и развитие ребенка решающее влияние оказывает  окружающая его среда, социальная и домашняя.

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий),  преобладающие в нем идеи и ценности.

 

Благоприятной социальной средой является та, в которой это все направлено на развитие творческой, инициативной личности.       

Домашняя среда — окружение близких людей, материальные условия; целый мир, воплощенный в игрушках и играх, своя жизненная территория. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью родителей, в отношениях с близкими людьми. Общение с родителями и взрослыми имеет особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом, у ребенка формируется потребность взаимодействия с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

К семи годам у дошкольника происходит развитие высших чувств, складывается самооценка посредством оценки окружающих, ребенок начинает в полной мере осознавать свои переживания, и именно психологическая безопасность среды, в которой ребенок находится большую часть времени, играет ключевую роль в успешном формировании этих возрастных новообразований.

Выделяют три аспекта психологической безопасности:

1) состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия…и обеспечивающее психическое здоровье,  социальное благополучие включенных в нее участников;

2)  система межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности, убеждают человека в том, что он пребывает вне опасности

3)  система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности.

От психологической безопасности среды зависит возможность поддержания психологического здоровья ребенка. В качестве критериев психологического здоровья можно выделить:

• адекватный возрасту уровень эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

• способность планирования своей деятельности;

• позитивный образ себя;

• возможность саморегуляции психических состояний;

• самокритичность;

• самостоятельность;

• способность к самооценке, сопереживанию;

• сформированность навыков общения.

В мире произошло множество позитивных, изменений в подходах к воспитанию и образованию детей. И, если физическое насилие над ребенком, считавшееся когда-то адекватной воспитательной мерой, к счастью, встречается все реже в связи с другим отношением общества к нему и осознанием родителями уголовной ответственности за подобные воспитательные меры, то с психологическим насилием все обстоит иначе. Многие не рассматривают его как насилие.

  Термин «психологическое насилие» обозначает периодическое или постоянное унижение человеческого достоинства, оскорбление, высказывание угроз. Психологическое насилие рассматривается в качестве одной из основных угроз психическому здоровью ребенка.

Наиболее часто встречающиеся виды психологического насилия над дошкольниками: публичное унижение, высмеивание, оскорбление, угрозы, обидное обзывание, принуждение сделать что-то против желания, неуважительное отношение, игнорирование, запугивание, шантаж, изоляция (т. е. отчуждение ребенка от нормального социального общения), отказ от обсуждения проблем, «травля запретами», терроризирование (неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха), поддержание постоянного напряжения, издевки.

Выделяют следующие родительские мотивы, приводящие к психологическому насилию:

• бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;

• потребность дать выход подавленным чувствам;

• потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

• самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей, перенося родительские педагогические принципы своих родителей уже на своего ребенка;

• страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

• желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

 

Основные причины психологического насилия:

1.    Собственный негативный опыт и детские психотравмы.

 Люди, пережившие в детстве психологическое насилие со стороны родителей, воспитателей или учителей, зачастую помнят, насколько сильно они были травмированы, и сторонятся подобных методов воспитания, однако, бывает и наоборот.

2.    Недостаток осознанности и логики в собственных действиях и решениях, действие «понакатанной».

Причиной применения психологического насилия является отказ отойти от знакомого, привычного «шаблона» поведения, заложенного еще в детстве. Взрослый человек сам не осознает причин того или иного запрета или правила. К таким запретам относятся: запрет на проявление эмоций («не плачь, не кричи, не топай ногами»), запрет на собственное мнение («не спрашивай, почему что-то нельзя»), запрет на какие-либо действия, не несущие никакого вреда ни ребенку, ни окружающим («не шатай ногой», «сиди ровно», «не строй рожи»). Зачастую, родители сами не отдают себе отчет в том, почему они запрещают подобные действия, когда ребенок находится в состоянии свободной игры.

              Психологическое насилие в таких ситуациях, обычно, проявляется в принуждении ребенка к действиям, которые он делать не хочет (и нет никакой объективной причины на то, чтобы он их делал). К этому же относится пищевое насилие. Несмотря на всю  информацию о вреде пищевого насилия, многие взрослые до сих пор принуждают детей к еде.

3. Подавляемая агрессия. Неумение выражать собственные эмоции, в частности, агрессию, приводит к ее проявлению в «завуалированной» форме психологического насилия. Так, мама, которую раздражает игра сына на игрушечном барабане, вместо того, чтобы напрямую сказать о том, что устала и хотела бы посидеть в тишине, и попросить об этом, воспользуется насмешкой («ну тебе медведь на ухо наступил», «по голове себе постучи») или угрозой («не перестанешь стучать — выкину твой барабан в окно»).

4. Неумение достигнуть цели другими методами, чувство беспомощности. Одной из главных причин применения психологического насилия является то, что это старинный, зарекомендовавший себя и эффективный метод воздействия на ребенка с целью добиться от него желаемого поведения.

Порой только «побочные эффекты» этого метода в форме повышенной тревожности, неврозов и психосоматических расстройств заставляют родителей и воспитателей обратиться к поиску более «экологичных» методов воспитания.

Получая недостаточно любви, внимания и принятия,  маленький член семьи «уходит» в невроз, тогда близкие становятся мягче, внимательнее, удовлетворяя таким образом потребность в любви и принятии, хотя бы временно. Наступает состояние улучшения, после чего при возвращении привычного стиля семейного общения и психотравмирующих ситуаций симптомы возвращаются с новой силой, и все повторяется.

 детском возрасте особенно типичны социофобия — преувеличенная и устойчивая тревога, страх и смущение перед чужими, которая может принимать форму паники, плача, оцепенения, вегетативного возбуждения, тревога разлуки: чрезмерное беспокойство по поводу разлуки с домом или с тем лицом, к кому ребенок привязан, трудности с посещением садика и школы, засыпанием вдали от дома, сном в собственной кровати, апатия, замкнутость; достаточно типичны соматические жалобы, среди которых наиболее распространены периодические боли в животе и головные боли. Наиболее распространенные кожные симптомы: дерматит, иллюзия заражения паразитами, самоповреждения кожи, навязчивое стремление избавляться от волос и пр. Существуют также такие неврозы, кусание губ, грызение ногтей, облизывание губ и др. Распространены симптомы частого и непроизвольного мочеиспускания.

Высокие показатели заболеваемости неврозами связываются со значимыми обстоятельствами жизни ребенка, в первую очередь, с влиянием семьи.

Традиционно среди факторов семейной невротизации выделяют такие особенности родителей, как:Хочу такой сайт

·        наличие зависимостей и психических болезней;

·        родительские модели тревожности;

·        насилие как основное средство управления поведением ребенка;

·        физическое, психологическое, сексуальное насилие;

·        эксплуатация ребенка для удовлетворения собственных психологических потребностей;

·        гипоопека или попустительский стиль воспитания;

·        гиперопекающий авторитарный контроль;

·        стремление к чрезмерно раннему обучению детей;

·        педагогическая неграмотность и невозможность адекватно реагировать на поведение ребенка, его возрастные изменения и кризисы;

·        преобладание рационального подхода к воспитанию в виде морально-нравственных предписаний в ущерб детской непосредственности;

·        фанатичная приверженность собственным убеждениям и отсутствие гибкости в правилах и ролевых ожиданиях, предъявляемых ребенку.

  

Так, следствием гиперопеки становятся тревожность, депрессивные расстройства, соматизация («бегство в болезнь»). Вследствие чрезмерной вовлеченности родителя и постоянных ограничений свободы у ребенка формируется и поддерживается привычка к избеганию, восприятие нового как опасного, неумение верно оценить реальную угрозу и приспособится к ней.

В последние годы появился термин «родитель-вертолет» («helicopter parent»): так называют родителей, как будто постоянно парящих над ребенком, чрезмерно пристально сосредоточенных на его переживаниях и трудностях, особенно на разных аспектах учебной деятельности. Такие родители «сражаются вместо детей», разрешая их конфликты с друзьями, выполняют за них учебные задания, воспринимают неуспехи ребенка как показатели своей неполноценности, поддерживают только послушание, приравнивая его к любви, не позволяют детям принять никакой риск и жестко контролируют их деятельность, в том числе, используя мобильную связь, когда ребенок находится не с ними.

Вслед за этим термином возник сходный — «родитель—газонокосилка» («lawnmower parent»), который применяется к тем взрослым, кто пытается сгладить все трудности, которые могут возникнуть у ребенка, вплоть до помощи уже выросшим детям в трудоустройстве, решении карьерных вопросов и даже вторжении в переговоры о зарплате уже взрослого ребенка с работодателем.

Очевидно, невротизирующей признается враждебная практика воспитания. Постоянное недовольство, неодобрение и обесценивание чувств ребенка приводят к формированию разрушительного и саморазрушающего поведения.

Напротив, теплота родителей защищает от психологических трудностей: так, она позволяет смягчить негативное влияние сильной занятости матерей дошкольников на возникновение у детей поведенческих проблем.

Наибольшее негативное влияние на развитие личности ребенка оказывают родители – невротики. Воспитание невротичным родителем — еще один значимый фактор невротизации детей. Это значимая личностная особенность родителя, оказывающая влияние на то, каким образом он будет взаимодействовать с ребенком. Многим родителям-невротикам свойственно обвинять в собственных трудностях ребенка и отрицать свою ответственность за них.

В качестве факторов детской невротизации имеют значение степень конфликтности, уверенности и уровень знаний родителя, которые могут влиять на родительские практики и модели поведения в семье.

 Чем выше конфликтность супружеских отношений, тем выше вероятность невротических расстройств у ребенка, в том числе, из-за того, что дети часто приписывают ответственность за родительские  конфликты и разводы себе.

Таким образом, невротизирующие детско-родительские отношения связаны с нарушениями привязанности, неполным эмоциональным принятием ребенка, избыточным контролем и ограждением от трудностей, враждебностью, невротичностью и воспитательной неуверенностью взрослых.

Можно выделить три вида родительского подхода к воспитанию, свойственных родителям детей — невротиков:

1. «Все хорошо, если мы не имеем различий»: воспитательные воздействия,  не признающие и уравнивающий различия между членами семьи, в первую очередь, между родителем и ребенком. Характерно недопущение конфликта различий, предпочтение «одинаковости»,

Это касается не только представлений и установок относительно сходства ребенка с родителем по каким-то конкретным параметрам (интересы, вкусы, способности, яркие черты характера), но и всего способа функционирования семьи. Прослеживается негласное предписание не учитывать то, что ребенок — другой человек. В качестве короткого примера приведем фрагмент встречи с матерью и ребенком дошкольного возраста. В совместной игре мальчику было интересно играть в сюжетную игру с игрушками, а мать выбрала игру-классификацию, настойчиво пытаясь вовлечь в нее ребенка. Мальчик это делал нехотя, и когда психолог спросил, нравится ли ему игра и ребенок ответил, что нет, мать в негодовании вскрикнула: «Что значит, не нравится, когда нравится?!».

2. «Сопровождение тревогой»: в противовес стилю «сопровождение любовью». Эта родительская практика состоит в переживании тревоги, обеспокоенности как основного чувства, связанного с воспитанием, недоверии к ребенку и сопутствующем чрезмерном контроле его деятельности, опеке, часто противоречащей нуждам и желаниям ребенка. Невозможно представить тревожного ребенка без сопровождения тревожной матери, отца или бабушки. Тревогой сопровождаются безопасные действия ребенка, размышления о его настоящем и будущем, общая оценка его личности. Характерны ограничения родителем действий ребенка, обусловленные тревожным прогнозом: «не бегай, разобьешься!», «брось карандаш, глаз выколешь!», «что из него выйдет, он ничего не понимает».

3. «Переделывание ребенка»: основной смысл воспитательных воздействий состоит в оценке свойства ребенка или его способа действий как недостаточно хорошего и их исправлении. Во взаимодействии с ребенком для родителя характерны бдительность, недоверие, оценочность, назидательность, предпочтение насильственных средств воздействия. Отмечается взаимная неудовлетворенность («все всем испортили жизнь»), контроль и перевоспитание как частое явление в таких семьях. Такая позиция может быть охарактеризована как «я лучше знаю, каким ты должен быть», представление о ребенке — это человек, нуждающийся в корректировке. Особенно часто встречаются старания переделать темповые характеристики (быстрых и активных — в неторопливых и наоборот), способы выражения переживаний (нельзя хохотать, плакать, стесняться, злиться, спорить, стремиться к друзьям, интересоваться мультфильмами, «слишком переживать», обижаться), торможение лидерских качеств (при постоянном вождении «за ручку»), хобби («лучше рисуй, чем танцуй») ребенка.

 

Таким образом,  детей невротизируют:

· повышенный тревожный контроль;

· враждебность (часто не прямая враждебность, а враждебность в форме взаимной неудовлетворенности и «переделывания» в конфликтных семьях);

· взаимная супружеская неудовлетворенность.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 году в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала «отравляющую педагогику» — комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

• Родители — хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.

• Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся — виноват он.

• Родители всегда должны быть защищены.

• Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.

• Ребенка надо сломить, и чем раньше — тем лучше.

Роль семьи, родителей неоценима  в процессе развития и воспитания психологически здорового, успешного в будущем и счастливого человека. В наших силах сделать все возможное для того, чтобы это состоялось.

   

Составила педагог-психолог

Шуманская Татьяна Захаровна

                    

  Источники:

1. Кукушкина М. Д. «Психологическая безопасность среды дошкольника» «Ученые записки СПбГИПСР», Выпуск 2. Том 30. 2019

2. Рагулина О.А., Фокина А.В., «Современная зарубежная психология», № 2, том 6, 2017 (Электронный журнал)

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 05.12.2020

Дата обновления: 05.12.2020

Дата публикации: 19.11.2020

Наверх
 На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».