19.11.2020
«Я доверяю этому пространству, я доверяю вам!»
(психологическая
безопасность среды для дошкольника)
В дошкольном возрасте ребенок, как
никогда, нуждается в принятии и поощрении особенностей его личности, которые
только начинают проявляться.
В период от трех до семи лет у детей закладывается «ядро
личности» и самосознание. Именно в этом возрасте ребенок учится оценивать себя
с разных позиций, с каждым годом расширяется и палитра его эмоций, он
развивается, изучает окружающий мир и самого себя. Основываясь на отношении к
себе окружающих и на информации о себе, дети делают выводы о себе и об
окружающем мире, формируют соответствующие установки на будущее.
Выбор методов воспитания окружающими его
взрослыми влияет на будущее маленького человека. На психологическое состояние и развитие ребенка решающее влияние
оказывает окружающая его среда,
социальная и домашняя.
Социальная среда — совокупность общественных отношений,
складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека
социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных
общностью этих условий), преобладающие в
нем идеи и ценности.
Благоприятной социальной средой является
та, в которой это все направлено на развитие творческой, инициативной личности.
Домашняя среда — окружение близких людей, материальные
условия; целый мир, воплощенный в игрушках и играх, своя жизненная территория.
Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью родителей, в отношениях с
близкими людьми. Общение с родителями и взрослыми имеет особое значение в
обогащении знаниями и жизненным опытом, у ребенка формируется потребность
взаимодействия с окружающими, что становится важнейшим источником его
разностороннего развития.
К семи годам у дошкольника происходит
развитие высших чувств, складывается самооценка посредством оценки окружающих,
ребенок начинает в полной мере осознавать свои переживания, и именно психологическая
безопасность среды, в которой ребенок находится большую часть времени,
играет ключевую роль в успешном формировании этих возрастных новообразований.
Выделяют три аспекта психологической безопасности:
1) состояние образовательной среды, свободное от проявлений
психологического насилия…и обеспечивающее психическое здоровье, социальное благополучие включенных в нее
участников;
2) система межличностных отношений, которые вызывают у участников
чувство принадлежности, убеждают человека в том, что он пребывает вне опасности
3) система мер,
направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития
личности.
От психологической безопасности среды
зависит возможность поддержания психологического здоровья ребенка. В качестве критериев
психологического здоровья можно выделить:
• адекватный возрасту уровень эмоционально-волевой и
познавательной сфер личности;
• способность планирования своей деятельности;
• позитивный образ себя;
• возможность саморегуляции психических состояний;
• самокритичность;
• самостоятельность;
• способность к самооценке, сопереживанию;
• сформированность навыков общения.
В мире произошло множество позитивных,
изменений в подходах к воспитанию и образованию детей. И, если физическое
насилие над ребенком, считавшееся когда-то адекватной воспитательной мерой, к
счастью, встречается все реже в связи с другим отношением общества к нему и
осознанием родителями уголовной ответственности за подобные воспитательные
меры, то с психологическим насилием все обстоит иначе. Многие не рассматривают
его как насилие.
Термин «психологическое насилие»
обозначает периодическое или постоянное унижение человеческого достоинства,
оскорбление, высказывание угроз. Психологическое насилие рассматривается в
качестве одной из основных угроз психическому здоровью ребенка.
Наиболее часто встречающиеся виды
психологического насилия над дошкольниками: публичное унижение, высмеивание,
оскорбление, угрозы, обидное обзывание, принуждение сделать что-то против
желания, неуважительное отношение, игнорирование, запугивание, шантаж, изоляция
(т. е. отчуждение ребенка от нормального социального общения), отказ от
обсуждения проблем, «травля запретами», терроризирование (неоднократное
оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха),
поддержание постоянного напряжения, издевки.
Выделяют следующие родительские мотивы,
приводящие к психологическому насилию:
• бессознательная потребность перенести на другого унижение,
которому они сами когда-то подвергались;
• потребность дать выход подавленным чувствам;
• потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь
его в собственном распоряжении;
• самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное
детство и собственных родителей, перенося родительские педагогические принципы
своих родителей уже на своего ребенка;
• страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены,
проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть
уничтожены в самом зародыше;
• желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.
Основные причины психологического насилия:
1.
Собственный
негативный опыт и детские
психотравмы.
Люди, пережившие в детстве психологическое
насилие со стороны родителей, воспитателей или учителей, зачастую помнят,
насколько сильно они были травмированы, и сторонятся подобных методов
воспитания, однако, бывает и наоборот.
2.
Недостаток
осознанности и логики в собственных действиях и решениях, действие «понакатанной».
Причиной применения психологического
насилия является отказ отойти от знакомого, привычного «шаблона» поведения,
заложенного еще в детстве. Взрослый человек сам не осознает причин того или
иного запрета или правила. К таким запретам относятся: запрет на проявление
эмоций («не плачь, не кричи, не топай ногами»), запрет на собственное мнение
(«не спрашивай, почему что-то нельзя»), запрет на какие-либо действия, не
несущие никакого вреда ни ребенку, ни окружающим («не шатай ногой», «сиди
ровно», «не строй рожи»). Зачастую, родители сами не отдают себе отчет в том,
почему они запрещают подобные действия, когда ребенок находится в состоянии
свободной игры.
Психологическое насилие в таких
ситуациях, обычно, проявляется в принуждении ребенка к действиям, которые он
делать не хочет (и нет никакой объективной причины на то, чтобы он их делал). К
этому же относится пищевое насилие. Несмотря на всю информацию о вреде пищевого насилия, многие
взрослые до сих пор принуждают детей к еде.
3. Подавляемая агрессия. Неумение
выражать собственные эмоции, в частности, агрессию, приводит к ее проявлению в
«завуалированной» форме психологического насилия. Так, мама, которую раздражает
игра сына на игрушечном барабане, вместо того, чтобы напрямую сказать о том,
что устала и хотела бы посидеть в тишине, и попросить об этом, воспользуется
насмешкой («ну тебе медведь на ухо наступил», «по голове себе постучи») или
угрозой («не перестанешь стучать — выкину твой барабан в окно»).
4. Неумение достигнуть цели другими
методами, чувство беспомощности. Одной из главных причин применения
психологического насилия является то, что это старинный, зарекомендовавший себя
и эффективный метод воздействия на ребенка с целью добиться от него желаемого
поведения.
Порой только «побочные эффекты» этого
метода в форме повышенной тревожности, неврозов и психосоматических расстройств
заставляют родителей и воспитателей обратиться к поиску более «экологичных»
методов воспитания.
Получая недостаточно любви, внимания и
принятия, маленький член семьи «уходит»
в невроз, тогда близкие становятся мягче, внимательнее, удовлетворяя таким
образом потребность в любви и принятии, хотя бы временно. Наступает состояние
улучшения, после чего при возвращении привычного стиля семейного общения и
психотравмирующих ситуаций симптомы возвращаются с новой силой, и все
повторяется.
детском возрасте особенно типичны социофобия — преувеличенная и устойчивая тревога, страх и смущение перед чужими, которая может принимать форму паники, плача, оцепенения, вегетативного возбуждения, тревога разлуки: чрезмерное беспокойство по поводу разлуки с домом или с тем лицом, к кому ребенок привязан, трудности с посещением садика и школы, засыпанием вдали от дома, сном в собственной кровати, апатия, замкнутость; достаточно типичны соматические жалобы, среди которых наиболее распространены периодические боли в животе и головные боли. Наиболее распространенные кожные симптомы: дерматит, иллюзия заражения паразитами, самоповреждения кожи, навязчивое стремление избавляться от волос и пр. Существуют также такие неврозы, кусание губ, грызение ногтей, облизывание губ и др. Распространены симптомы частого и непроизвольного мочеиспускания.
Высокие показатели заболеваемости
неврозами связываются со значимыми обстоятельствами жизни ребенка, в первую
очередь, с влиянием семьи.
Традиционно среди факторов семейной
невротизации выделяют такие особенности родителей, как:
·
наличие
зависимостей и психических болезней;
·
родительские
модели тревожности;
·
насилие
как основное средство управления поведением ребенка;
·
физическое,
психологическое, сексуальное насилие;
·
эксплуатация
ребенка для удовлетворения собственных психологических потребностей;
·
гипоопека
или попустительский стиль воспитания;
·
гиперопекающий
авторитарный контроль;
·
стремление
к чрезмерно раннему обучению детей;
·
педагогическая
неграмотность и невозможность адекватно реагировать на поведение ребенка, его
возрастные изменения и кризисы;
·
преобладание
рационального подхода к воспитанию в виде морально-нравственных предписаний в
ущерб детской непосредственности;
·
фанатичная
приверженность собственным убеждениям и отсутствие гибкости в правилах и
ролевых ожиданиях, предъявляемых ребенку.
Так, следствием гиперопеки становятся
тревожность, депрессивные расстройства, соматизация («бегство в болезнь»).
Вследствие чрезмерной вовлеченности родителя и постоянных ограничений свободы у
ребенка формируется и поддерживается привычка к избеганию, восприятие нового
как опасного, неумение верно оценить реальную угрозу и приспособится к ней.
В последние годы появился термин
«родитель-вертолет» («helicopter parent»): так называют родителей, как будто
постоянно парящих над ребенком, чрезмерно пристально сосредоточенных на его
переживаниях и трудностях, особенно на разных аспектах учебной деятельности.
Такие родители «сражаются вместо детей», разрешая их конфликты с друзьями,
выполняют за них учебные задания, воспринимают неуспехи ребенка как показатели
своей неполноценности, поддерживают только послушание, приравнивая его к любви,
не позволяют детям принять никакой риск и жестко контролируют их деятельность,
в том числе, используя мобильную связь, когда ребенок находится не с ними.
Вслед за этим термином возник сходный — «родитель—газонокосилка» («lawnmower parent»), который применяется к тем взрослым, кто пытается сгладить все трудности, которые могут возникнуть у ребенка, вплоть до помощи уже выросшим детям в трудоустройстве, решении карьерных вопросов и даже вторжении в переговоры о зарплате уже взрослого ребенка с работодателем.
Очевидно, невротизирующей признается
враждебная практика воспитания. Постоянное недовольство, неодобрение и
обесценивание чувств ребенка приводят к формированию разрушительного и
саморазрушающего поведения.
Напротив, теплота родителей защищает от
психологических трудностей: так, она позволяет смягчить негативное влияние
сильной занятости матерей дошкольников на возникновение у детей поведенческих
проблем.
Наибольшее негативное влияние на развитие
личности ребенка оказывают родители – невротики. Воспитание невротичным
родителем — еще один значимый фактор невротизации детей. Это значимая
личностная особенность родителя, оказывающая влияние на то, каким образом он
будет взаимодействовать с ребенком. Многим родителям-невротикам свойственно
обвинять в собственных трудностях ребенка и отрицать свою ответственность за
них.
В качестве факторов детской невротизации
имеют значение степень конфликтности, уверенности и уровень знаний родителя,
которые могут влиять на родительские практики и модели поведения в семье.
Чем выше конфликтность супружеских
отношений, тем выше вероятность невротических расстройств у ребенка, в том
числе, из-за того, что дети часто приписывают ответственность за
родительские конфликты и разводы себе.
Таким образом, невротизирующие
детско-родительские отношения связаны с нарушениями привязанности, неполным
эмоциональным принятием ребенка, избыточным контролем и ограждением от
трудностей, враждебностью, невротичностью и воспитательной неуверенностью
взрослых.
Можно выделить три вида родительского
подхода к воспитанию, свойственных родителям детей — невротиков:
1. «Все хорошо, если мы не имеем различий»:
воспитательные воздействия, не признающие
и уравнивающий различия между членами семьи, в первую очередь, между родителем
и ребенком. Характерно недопущение конфликта различий, предпочтение
«одинаковости»,
Это касается не только представлений и
установок относительно сходства ребенка с родителем по каким-то конкретным
параметрам (интересы, вкусы, способности, яркие черты характера), но и всего
способа функционирования семьи. Прослеживается негласное предписание не
учитывать то, что ребенок — другой человек. В качестве короткого примера
приведем фрагмент встречи с матерью и ребенком дошкольного возраста. В
совместной игре мальчику было интересно играть в сюжетную игру с игрушками, а
мать выбрала игру-классификацию, настойчиво пытаясь вовлечь в нее ребенка.
Мальчик это делал нехотя, и когда психолог спросил, нравится ли ему игра и
ребенок ответил, что нет, мать в негодовании вскрикнула: «Что значит, не нравится,
когда нравится?!».
2. «Сопровождение тревогой»: в противовес
стилю «сопровождение любовью». Эта родительская практика состоит в переживании
тревоги, обеспокоенности как основного чувства, связанного с воспитанием,
недоверии к ребенку и сопутствующем чрезмерном контроле его деятельности,
опеке, часто противоречащей нуждам и желаниям ребенка. Невозможно представить
тревожного ребенка без сопровождения тревожной матери, отца или бабушки.
Тревогой сопровождаются безопасные действия ребенка, размышления о его
настоящем и будущем, общая оценка его личности. Характерны ограничения
родителем действий ребенка, обусловленные тревожным прогнозом: «не бегай,
разобьешься!», «брось карандаш, глаз выколешь!», «что из него выйдет, он ничего
не понимает».
3. «Переделывание ребенка»: основной смысл
воспитательных воздействий состоит в оценке свойства ребенка или его способа
действий как недостаточно хорошего и их исправлении. Во взаимодействии с
ребенком для родителя характерны бдительность, недоверие, оценочность, назидательность,
предпочтение насильственных средств воздействия. Отмечается взаимная
неудовлетворенность («все всем испортили жизнь»), контроль и перевоспитание как
частое явление в таких семьях. Такая позиция может быть охарактеризована как «я
лучше знаю, каким ты должен быть», представление о ребенке — это человек,
нуждающийся в корректировке. Особенно часто встречаются старания переделать
темповые характеристики (быстрых и активных — в неторопливых и наоборот),
способы выражения переживаний (нельзя хохотать, плакать, стесняться, злиться,
спорить, стремиться к друзьям, интересоваться мультфильмами, «слишком
переживать», обижаться), торможение лидерских качеств (при постоянном вождении
«за ручку»), хобби («лучше рисуй, чем танцуй») ребенка.
Таким образом, детей невротизируют:
· повышенный тревожный контроль;
· враждебность (часто не прямая враждебность, а враждебность в
форме взаимной неудовлетворенности и «переделывания» в конфликтных семьях);
· взаимная супружеская неудовлетворенность.
Английский психолог Алиса Миллер в 1980
году в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала «отравляющую педагогику» — комплекс воспитательных воздействий,
которые ведут к развитию травмированной личности:
• Родители — хозяева (не слуги!)
зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
• Ребенок несет ответственность за их
гнев. Если они сердятся — виноват он.
• Родители всегда должны быть защищены.
• Детское самоутверждение в жизни создает
угрозу автократичному родителю.
• Ребенка надо сломить, и чем раньше — тем
лучше.
Роль семьи, родителей неоценима в процессе развития и воспитания
психологически здорового, успешного в будущем и счастливого человека. В наших
силах сделать все возможное для того, чтобы это состоялось.
Составила
педагог-психолог
Шуманская Татьяна Захаровна
Источники:
1. Кукушкина М. Д. «Психологическая безопасность среды дошкольника» «Ученые записки СПбГИПСР», Выпуск 2. Том 30. 2019
2. Рагулина О.А., Фокина А.В., «Современная зарубежная психология», № 2, том 6, 2017 (Электронный журнал)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2020
Дата обновления: 05.12.2020
Дата публикации: 19.11.2020