Ребенок не хочет одеваться или одевается медленно. Что делать?

01.01.2017

Утро. Вы спешите на работу. А Ваш ребёнок, как назло, одевается «в час по чайной ложке». Вы начинаете нервничать, торопить его. Но результат нулевой. Напряжение нарастает с каждой минутой, а времени остаётся всё меньше и меньше. Знакомая картина? Конечно, может быть, всё происходит несколько иначе, но суть та же.

Ребенок не хочет одеваться. Почему?

Для того, чтобы начать разрешать трудность, необходимо понять её причины. Ребёнок медленно одевается, потому что:

  • не хочет одеваться, затягивает процесс; тогда почему: не хочет идти в д/с, поликлинику, в гости к тёте Тане, ещё куда - то;
  • трудно, т.к. нет достаточного навыка?
  • таковы его индивидуальные особенности?

Как выяснить причину такого поведения? Можно, например, предложить малышу сочинить сказку о мальчике (или девочке), которые медленно одевались. Вы можете начать: «Жил - был один мальчик, и была у него одна особенность – очень медленно он одевался… Однажды…» Спросите у ребёнка: «Как ты думаешь, что было дальше?» Ребёнок, продолжая сказку, будет говорить о своих актуальных трудностях и потребностях. Вам останется только внимательно выслушать и, конечно, учесть их. Если возникнут трудности при сочинении, Вы можете помогать ребёнку, задавая вопросы (только не придумывайте сказку за него).

Как ребенка научить одеваться? Пути решения трудности:

Предположим, ребёнок одевается медленно из-за того, что он ещё не научился или он медлительный по характеру. Вероятно, ему нужно на это больше времени. Ребёнок будет спокойно одеваться, а Вы в это время сможете сделать свои запланированные на утро дела. Это позволит Вам не спешить, не нервничать, а получать удовольствие и радость от общении с ребёнком.

Если у ребёнка недостаточно сформирован навык одевания, то его формированию будет способствовать использование внешних средств.

Ребёнок может самостоятельно или вместе с Вами изготовить внешнее средство, которые бывают различными: список вещей, список дел, записки, схемы, инструкции, картинки для напоминания (как в данном случае).

Обговорите с ребёнком: «Как ты думаешь, что лучше надеть сначала…» и т.д.
Можно превратить одевание и подготовку к нему в увлекательную игру (ведь игра – это главный, ведущий для ребёнка вид деятельности), ритуал, автором которого может стать сам ребёнок (ведь он лучше знает, что ему нужно), а, Вам, скорее всего, придётся стать «зачинщиком» (вспомните сочинение сказки).

Все малыши хотят кем – то стать, быть похожими на кого – то: быть пожарником, продавцом, водителем «Скорой помощи», быть похожими на папу, на тётю Дину – балерину и т.д. А уж играть в тех, на кого хочется быть похожими любят все дети! Пусть играют и используют игру для развития навыков быстрого одевания: Вам и себе на радость!

Можно поговорить с ребёнком и объяснить, что умение вовремя одеться, спланировать время может пригодиться в любой профессии и в жизни вообще. Представьте, например, такую картину: танцовщица, исполняющая роль Золушки в балете, «сломя голову» несётся по сцене, на ходу завязывая пуанты и поправляя предметы туалета, потому, что не успела вовремя одеться. Трудно представить, что такое может случиться в реальной жизни, а не в нашем воображении!

Стремясь стимулировать ребёнка, не надо его ни с кем сравнивать и негативно оценивать: «Ну, тебе ещё далеко до папы…Он в десять раз быстрее одевается…», «Да, не получится из тебя пожарника! Пока ты одеваешься, всё сгорит пятьдесят раз…» Сравнивать можно только с самим ребёнком, к примеру: «Здорово!! Сегодня ты оделся на 2 минуты быстрее, чем вчера! Ура! Прекрасный результат! Я так рада!»

Чтобы процесс одевания прошёл быстрее, лучше договориться заранее, накануне, что ребёнок хочет одеть (пусть выберет сам), приготовит, любовно повесит на стульчик.

Ваши интересы и интересы ребёнка могут не совпадать. Для него может быть, совершенно не важно одеться за 5 минут и побыстрее выйти из дому, побыстрее дойти до детского сада, чтобы не опоздать на работу (это важно Вам), а ребёнок может и не спешить в детский сад, искренне не понимая, почему нужно прийти туда побыстрее.

Что делать? Объяснить, чем именно для Вас важно, чтобы ребёнок оделся к определённому времени:

  • вовремя быть на работе;
  • подавать пример подчинённым, коллегам;
  • быть спокойным;
  • успеть сделать всю запланированную работу и т.д.

Это Ваша потребность и Ваше право. У ребёнка тоже есть свои права и потребности: например, самому выбирать одежду, самому одеваться, вовремя прийти в детский сад; выбирать, в каком темпе одеваться и т.д. Важно уважать права друг друга и не препятствовать удовлетворению потребностей.

Кто отвечает за одевание?

Важно передать ребёнку ответственность за одевание, чтобы он знал, что это его дело, например: «Ты теперь сам отвечаешь за то, чтобы быть вовремя одетым; сам выбираешь одежду в зависимости от желания и погоды; сколько времени потратишь на это, но давай договоримся, что это будет не позднее такого – то времени (например, 7.45).Хочу такой сайт

Для этого научите ребёнка определять время по часам, если он этого ещё не умеет. Будет здорово, если договор будет составлен письменно (тогда отношение к нему будет серьёзным; и малыш сможет почувствовать себя взрослым и ответственным членом семьи, даже общества в целом).

Давайте ребёнку позитивную обратную связь о его действиях и поведении (далее ПОС).

ПОС должна быть:

  • развёрнутой и конкретной (работать как «зеркало», т.е. отражать позитивное в ребёнке; позволять ему это увидеть в себе);
  • правильно распределять акценты (на действия человека, н., ты хорошо сделал то – то и то – то);
  • эмоционально наполнена – включать в себя благодарность, удивление, радость и т.д.

Эмоциональная составляющая очень важна, без неё ПОС не работает; лишена штампов, стереотипов, таких, например, как: «Молодец! Хороший мальчик! (девочка)»;

Содержательная и эмоциональная ПОС создаёт ситуацию безопасности («меня ценят», «меня принимают», «я значим»).

Позитивная обратная связь поможет Вашему малышу почувствовать уверенность в своих силах; стать более самостоятельным, ответственным; усилит мотивацию (желание, стремление одеваться самому); освободит от страхов и беспомощности («не могу», «не получится», «не умею» и т.п.).

Хочется привести основные принципы, предлагаемые Д. Байярд и лежащие в основе специальных занятий-тренингов с родителями:

  • Вы и ваш ребенок – равноправные люди, обладающие равными человеческими правами (соблюдать права – значит относиться с уважением).
  • Ваш ребенок – компетентный и достойный человек (думать так – значит верить в ребёнка).
  • Вы также компетентны, и нет такой ситуации, в которой вы были бы беспомощны, всегда существует то, что вы можете сделать, чтобы помочь себе (вера в себя).
  • Ваша задача состоит в том, чтобы осуществить, выразить ваше внутреннее Я и заботиться о нем (у вас есть на это право).
  • Вы несете ответственность за то, что вы делаете (планируете отдых, развиваетесь как личность, заботитесь (не заботитесь) о своём здоровье, реализуете свои мечты, откладываете их на неопределённое время и т.д.)
  • Ваш ребенок несет ответственность за то, что делает он или она (завязывает шнурки, ест кашу (не ест кашу и остаётся голодным), кладёт варежки на батарею, чтобы вечером пойти домой в сухих; помнит о том, что нужно сделать поделку в детский сад и т.д.)

От души желаю Вам успехов в построении гармоничных, уважительных отношений с вашим ребёнком и радостного, взаимообогащающего общения!

Автор:Волкова Ольга

психолог МСПДМ "Восхождение"

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.06.2019

Дата обновления: 04.06.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
 На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».